КАК ХРИСТИАНСКИЙ ПСИХОЛОГ РАБОТАЕТ С ОТЧАЯНИЕМ? То, что я сейчас напишу, спорит с теорией  метода, по которому я работаю. Я очень уважаю автора МУТ и ценю всё, что метод мне предоставляет: чёткую структуру работы, надежную теоретическую базу, эффективность консультирования, искусство помогать людям.  И я согласна в том, что Богом было предусмотрено дать людям возможность прожить сильное чувство до состояния спокойствия. И действительно, успокоив глубины своей души, человек начинает яснее видеть ситуацию, свои приоритеты и желания.  Но мне видится, что это возможно в отношении любого чувства, кроме… отчаяния. Да, в этом я с автором метода пока согласиться не могу. Я понимаю, как люди с высоким эмоциональным интеллектом проживают гнев: кто-то нарушил границу - они наблюдают за энергией, вспыхнувшей у них в теле, а затем используют эту энергию на то, чтобы уверенно и чётко отстоять границы своей личности, территории.  Я понимаю, как можно прожить грусть. Да также! Что-то спровоцировало это чувство, но, понаблюдав за ощущениями, человек ощутил прилив сил, разум успокаивается и начинает уже планировать, как ему вернуть утраченное, или чем лучшим заменить.  И так с любым чувством, кроме отчаяния.  Потому что отчаяние - это особое, очень болезненное чувство и содержит в себе мало энергии. Нет, не меньше ресурса, чем в грусти. Но! Масштаб проблемы, которая вызвала отчаяние, в сотни раз больше того, что обычно вызывает в нас грусть. Давайте приведу 2 примера: - можно грустить, что мама купила мне ботиночки не такие красивые, как я хотела, ронять слезы на сапоги, но при этом идти в школу с тёплыми ногами.  - а можно грустить, что ноги как бы каменные, местами покалывает от мороза, ботинки не по сезону, да ещё малы так, что пальцы давит… и ты знаешь, что так будет до лета (потому что война сейчас и неизвестно, когда она закончится).  В первом случае базовая потребность удовлетворена, и потому грусть, даже самая отчаянная, не перерастает в безнадёгу. Погрустишь-погрустишь, и печаль твоя растворится. Во втором случае каждый новый шаг провоцирует новый стимул: ногам РЕАЛЬНО БОЛЬНО. Здесь грусть очень быстро перерастает в отчаяние.  И вот, представьте, что психолог говорит клиенту из второй ситуации: ты проживи отчаяние как грусть, и тебе станет легче. Клиент проживает, ему становится легче потому что он отвлёкся на свои чувства и уделил внимание своей душе. Но, возвращаясь мысленно в ту ситуацию снова, он не ощущает спокойствия, как должно быть после проживания, а снова падает в отчаяние. В те же чувства.  Богом так задумано, чтобы мы не стали равнодушными к своим потребностям, а наоборот, искали того, кто о нас позаботится, кто нас защитит от ВНЕШНЕЙ УГРОЗЫ.  Я верю, что именно Творец не предусмотрел человеку прожить отчаяние самостоятельно. Он понимает, что у нас нет ресурса в одиночку справиться с возникшим жизненным препятствием, и если просто проживём чувства, то останемся в той ситуации, в которой оказались.  Отчаяние - это детское чувство и оно дано мне не для того, чтобы справиться самостоятельно, по-взрослому, а чтобы позвать Того, Кому не плевать на мои потребности.